вот почитайте по поводу эротизма в готике
Готические воплощения эротических образов
Albert V. Mer
Не так давно я стал поклонником готического направления со-временного музыкального искусства, и произошло это весьма странно. Представьте себе, что вы случайно услышали о каком-то явлении, которое Вы в принципе еще себе и не представляете, но оно Вас уже интересует. Так вот, впервые слово "готика" не как архитектурный стиль средневековья, а как нечто иное, я осознал благодаря виртуальном общению по локальной эхоконференции в FIDOnet. Однажды, посетив эту эху, я обратил внимание на интересную переписку двух её участников, вернее участника и участницы, которая изобиловала описанием различных эротических сцен в несовсем стандартных условиях. Не в постели, не на лазурном берегу океана, не на директорском столе и т.д. нет, это была совсем другая обстановочка: бойня, рев погибающего скота, туши убитых животных, всеобщая, помутняющая разум, агония и два обнаженных женских тела, слившиеся в экстазе в луже крови. Все это было описано с неимоверной силой, что сразу навеяло на меня неповторимое ощущение, ощущение которое с рациональных позиций я не могу объяснить и сейчас. "Извращенная фантазия лесбиянки",- скажете Вы, - "Этим придуркам нечем было развлечься, идиоты чертовы, чего только не придумают...". Возможно Вы правы, но это не только необычно и зверско, но и завораживающе, это заставляет прильнуть глазами к монитору и впитывать каждую букву повествования. Естественно, что я не мог остаться безучастным и кинул идейку о том, как прекрасно заниматься любовью на кладбище в полнолуние среди ветхих и ужасающих склепов и т.д. (я тоже постарался покрасочнее описать...), и эта идея была блестяще развита участницей нашего виртуального общения. И в этот момент, в одной строчке проскочила фраза, содержащая в себе предмет данного повествования. На мой вопрос о причастности "готики" к любовным играм на обычном старом кладбище в центре России последовал невыразительный ответ. Тогда я его не понял (честно говоря и сейчас не особо понимаю), но он заставил меня принять это на заметку.
Второе знакомство с "готикой" было также в фидонет в fido7.su.music.gothic и с этого момента я стал серьёзно интересоваться не только направлениями готической музыки, но и готического стиля жизни в целом.
Обычно принято считать что "готы" несексуальны. Конечно это не является истиной для всех, но многие, как я уже сказал, думают именно так. На мой взгляд, наличие неповторимого, единого в своем роде общего стиля уже свидетельствует об определенном отношении к сексу в принципе, но заявлять, что "готы" против или не приемлют секс в принятом для всех виде, тоже не правильно. (Это могло бы стать темой серьёзного обсуждения в fido7.su.music.gothic).
Чем же вызвано такое отношение к сексу? Большинство "готов", не хочу говорить это слово, неудачники в общении с противоположным полом. Это справедливо для обоих полов и не только на сексуальной почве. Действительно, станет ли человек слушать мрачную эмбиентную музыку, если он в полной мере доволен своей жизнью. С одной стороны данное явление можно трактовать как слабость духом, апатию и меланхолию, и это правильно, с другой - как объективное несогласие с существующей действительностью, своего рода тихий протест. Протест может выражаться в неприятии толщи грязной попсы, льющейся из экрана телеящика; протест против падения нравов и вкусов обывательской прослойки общества; протест может выражаться в стремлении к чему-то светлому и высокому, к искусству, к любви.
Мы должны признать, что своим существованием, современное готическое направление в музыке и стиле жизни, обязано людям с высокими культурными и моральными ценностями, сумевшим обособить этот культурный пласт от окружающей чернухи.
Если обыватель вспомнит начало этой статьи, то у него возникнет недоумение: "как такое высокое искусство может иметь отношение к описанному общению с виртуальными посетителями эхоконференций?". Как ни странно, самое прямое.
В нашем понимании "искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; умение, мастерство, знание дела; само дело, требующее такого умения и мастерства. (C.И. Ожегов)"
Обыватель не способен раскрепостить свое сознание для принятия чего-то нового, незнакомого ему, он не способен уразуметь или прочувствовать то, что хоть на мизер отличается от вдолбленного ему в голову за те годы его мерзкой, серой жизнешки. Ну что поделать, классик был прав, "рожденный ползать - летать не может", "каждому своё"- гласила надпись на воротах фашистских концлагерей. Если вдуматься, неужели так уродливо желание искупаться в бассейне, наполненном человеческой кровью, неужели так неприятен благородный граф Дракула со своими длинными завораживающими клыками, и как прекрасна в своей зловещности нимфа, изображенная на обложке альбома INFERNO группы Lacrimosa. Скорее всего, мелкая трусливая сущность обывательского мировосприятия скрывается за понятиями о моральных устоях, нравственности, доброте, не осознавая их истинных значений. Кому нужны эти моральные принципы, мешающие человеку по-новому взглянуть на этот мир, открыть новые ощущения, познать неизведанное?! Ку-да делся дух экспериментаторства, давший человечеству свободу делать, думать, говорить?! Где остатки революционного романтизма? Ничего этого уже нет. Незначительные кучки свободомыслия поглощаются серыми толпами зомбированных недоумков.
Да, к сожалению, есть против чего протестовать. Современный мир загнал сам себя в эту пропасть и не хочет из неё выбираться.
Эротика, как неотъемлемая часть искусства, также переживает не лучшие времена. Нет Казанов, Дон-Жуанов и прочих героев-любовников прошлых лет. Остались только грязные шалавы да обыдленные "деревенские" мужланы, сводящие секс до примитивного животного траханья. А "вонючие эстеты", коих можно застать в небольшом количестве, слоняются по этому поганому свету в поисках своих идеалов. Конечно они их не найдут, но некоторые найдут единомышленников, потом объединятся в сообщества, потом их назовут сумасшедшими, сектантами, неформалами и прочей швалью и дай бог если после всего их ни куда не посадят. Другие объединятся в виртуальные сообщества и будут утешать друг друга по компьютерным сетям и плакаться в электронные жилетки. Но кого останется больше? Конечно же неприсоединившихся романтиков-одиночек, которые будут безуспешно сеять мертвые зерна высокого искусства, но нет, ничего не прорастет, а если прорастет то только для того чтобы погибнуть. И это неизбежно. Пушкин, устами Моцарта, изрек фразу, которая на много опередила свое время, и, к сожалению, усугубилась в наши дни: "Когда бы все так чувствовали силу Гармонии! Но нет: тогда б не мог И мир существовать; никто б не стал заботиться о нуждах низкой жизни; все предались бы вольному искусству." А.С. Пушкин, Моцарт и Сальери.
Но вернемся к эротике. Само слово подразумевает в себе чувственность, обращенную к половой жизни. Что она представляет собой в "готическом" понимании и почему она неприемлема готам? Готическая эротика должна представлять собой не только сам процесс полового общения людей, но и иметь черты сверхизысканности и неповторимого шарма, возбуждающего самые парадоксальные желания и проникающего в самые потаенные уголки души. Это ни то понятие, о котором можно сказать с математической рациональностью и к которому удастся прийти путем логических рассуждений. Неповторимый готический шарм. Что это? Одни могут представить пыль веков, остроугольные фасады соборов, католическую мессу..., другие - тайные ритуальные обряды, Великую Инквизицию, сожжение обнаженных ведьм, мрачных беспощадных служителей церкви, третьи - могут увидеть рыцарей в блестящих доспехах, истинную преданность двух людей, обвенчанных в Соборе, и принадлежащих друг другу пока смерть не разлучит их (а не то как сейчас) и т.д. Заметить это обаяние средневековья, почувствовать его дуновение и переложить его на современный лад, применительно к раскрепощенной сексуальности, доступно только людям с неординарным видением мира. Зачастую таких людей могут называть маньяками, извращенцами, психопатами и просто опасными для общества людьми. Необходимо разделять эти понятия. Не каждый маньяк - психопат, и не каждый извращенец - маньяк. Почему готы несексуальны? Потому что в противном случае их могут назвать маньяками и извращенцами, потому что они не такие как все. Объект к которому гот испытывает эротические чувства, неспособный ответить взаимностью, не может быть изнасилован в силу того, что животное насилие это недостойный уровень поведения для человека Высокой Культуры, каким без преувеличения является ценитель готического направления современного искусства. Это и дает повод для подавления эротических желаний в сознании такого человека.
Одновременно с этим стоит заметить, что не каждый объект способен вызвать эти чувства. На мой взгляд человек в принципе одинок, тем более, предъявляющий высокие требования к себе и к другим. Поэтому приходится либо осознавать собственную индивидуальность и на этом строить своё поведение, либо предаваться "философствованиям" о бренности этого мира, либо понижать планку и переходить в ранг обывателей и попсовых насильников.
Рассмотрим наиболее интересный первый способ полового выражения. Как известно, существует определенный стереотип готического имиджа: мрачные цвета в одежде, бижутерия из белого металла, использование косметики обоими полами и т.д. (с этим при желании можно ознакомиться в fido7.su.music.gothic, тамошние угрюмо-готические монстры подробно Вам все расскажут), но дело не в этом. Какова причина своеобразного шарма. Даже при мимолетном взгляде на такого человека видно, что он является проповедником, зачастую не подозревая об этом, определенного образа жизни и носителем самобытного стиля, что в свою очередь является выразительным свидетельством некой сексуальности. Дело-то не в самом "готическом обличии", а в том, что непосредственно выражает тот или иной ансамбль и какие чувства он способен вызвать при его рассмотрении. Однако в этом смысле готический имидж ничем не отличается от других форм искусства, связанных с созданием моделей одежды, причесок и в целом антуража. Важно то, что этот стиль есть, следовательно и есть все сопутствующие ему компоненты, включая и эротический образ.
Возможности реализации подобного образа поистине безграничны! Осознание человеком индивидуальности в этом смысле на определенной стилистической основе дает возможность к постоянной адаптации окружающего пространства под собственные нужды, и себя самого под требования окружения. Но, к сожалению, это не всегда возможно. Необходимо выполнение двух очень простых, но чрезвычайно важных условий: наличие желания сделать это у индивида, и отсутствие противодействия со стороны окружающих. Естественно, что практически все благие намерения разбиваются именно об эти препятствия. Невозможно изменить окружающую действительность ненасильственным путем без её согласия. Стоит ли говорить о том, что готы подсознательно поголовно являются маньяками, но в особом эстетическом смысле? Трудно сказать с достоверной точностью, но то что отдельные проявления имеют место - бесспорно. Наблюдается некий выброс из подсознания скрытой культурной потребности в сферу сознательного, который, претерпевая ряд метаморфоз, способен принять формы, необъяснимые по своей сути. Чем можно объяснить симпатию к графу Дракуле? "Да пожалуй ничем"- скажет несведущий простофиля,- "Какой-то паразит, присасывается к вене и качает галлонами кровь...". С ряда позиций это правильный ответ. На уровне поверхностного рассмотрения ничего другого заметить нельзя. Но при более детальном знакомстве с образом почтенного графа Дракулы мы различаем гордое величие, строгий стиль, утонченный вкус этого персонажа, его выразительные манеры и элегантность, и, наряду с этим, глубокий трагизм его бытия, его страдания и печаль... И мы смотрим на его потребность испить кровь юной леди уже ни как на порок, а как на великое таинство, имеющее особую тонкую эротическую форму.
Кто-нибудь задавал себе вопрос: "Что есть поцелуй? Каково его происхождение? С чем связано его "широкое использование"?" Скорее всего - нет. Это во многом обыкновенный ритуал, или страстное выражение своих чувств и не более. Восприятие готической эстетики позволит увидеть его в новом ракурсе. Какие эмоции может вызвать пристальное рассмотрение обнаженной девичьей шейки: восхищение её красотой, грацией, оно может вызвать сексуальное возбуждение, желание ощутить прекрасную плоть, прильнуть губами, поцеловать... Но этого может быть недостаточно, в ряде случаев это не даст полного эстетического и сексуального удовлетворения, а лишь послужит поводом для возникновения обостренного восприятия новизны, желания углубляться дальше в своих наслаждениях, желания поглотить это прекрасное творение, стать с ним одним целым, перерасти в более могущественное и "усовершенствованное" культурное создание, достичь Гармонии и изощренного оргазма. ...И тогда, скорее всего, желание впиться зубами в лакомый кусочек плоти окажется неимоверно велико...
"Желание испить свежей крови - это грех!!!" - завопят блюстители псевдоморали, "Каннибализм преследуется церковью!!!" - будут им вторить толстопузые попы, "Молиться, молиться и еще раз - молиться"..., но что они могут понять, глядя "со своих низких клоколен", нет смысла убеждать их в обратном. Никто из них не сможет пояснить, чем свежая, чистая кровь хуже пепси-колы, чая, коньяка..., чем мясо говядины отличается от нежной ягодицы молоденькой девочки, и разве плохой холодец получится из пышной женской груди? Ну довольно лирического отступления. Сила предрассудков и стереотипов, а также влияние человеческих комплексов настолько велико, что противодействовать им убеждением не представляется возможным. Каждый видит Гармонию по-своему, одни примитивную, другие изощренную, но понимание её одно.
Именно стремление к достижению Всеобщей Гармонии заставляет нас покидать смрадные, удушливые спальни и залы и предаваться любви на одиноком песчаном берегу океана в багровых лучах уходящего солнца под шелест неспешных волн. Но почему отвергаем мы Гармонию любви двух девушек, слившихся в объятиях, на фоне ужасающего пейзажа всеобщей гибели? Ничего подобного! Эта гармония поистине прекрасна и чиста, потому что она достигнута при полном раскрепощении и в согласии с окружающей обстановкой как и в предыдущем случае. Гармония одна, и она не может быть извращенной...
Будем продвигаться дальше в наших рассуждениях. Одной из отличительных особенностей современного готического образа есть явное или скрытое стремление к смерти. Это стремление проявляется в текстах песен, в минорных аккордах музыки и в общем депрессивно-декадентском настроении. Некрофилия является неотъемлемой частью готического имиджа и сексуальности, привносит дополнительное ощущение загадочности и мрачного покоя. Однако это не дает повод говорить о повсеместном стремлении к труположеству. Само восприятие смерти, как сверхъестественного магического, ирреального явления придает некий романтический оттенок образу человека, что безусловно в определенной степени отражается на его сексуальных влечениях. Взгляд со стороны эстета-одиночки на эротическую привлекательность смерти и умерщвленных тел является проявлением его внутреннего стремления к гармонии и счастью, которые он не может найти в обычных условиях. Изображать эту культурную и эстетическую потребность в виде сексуального извращения по меньшей мере неправильно. Вряд ли кто даст вразумительный ответ на вопрос: "Чем отличается красота девушки от красота мертвой девушки?" Речь конечно не идет о разлагающихся зловонных трупах. Маньяк-некрофил убивает свою жертву, а затем насилует её, так в чем же абсурдность ситуации? В том что он насилует жертву или в том что жертва мертвая? Разумеется в самом факте насилия. Умерщвление жертвы носит лишь ритуальный характер и является воплощением его фантазии и стремлением к полноте ощущений. С традиционной точки зрения этот человек имеет глубокие проблемы с психикой, но стоит ли делать столь категорические выводы. Это вопрос серьёзного психологического исследования
Ранее было отмечено о постоянной потребности творческой личности в адаптации окружающего пространства, и себя самого, и что это не всегда возможно. Человек, стремящийся к гармонии всегда готов на внесение новшеств и усовершенствований в любой сфере жизни. Все сводится к способности и желанию изменять и быть измененной окружающей обстановки. Невозможно изменить окружающую действительность ненасильственным путем без её согласия. А каковы могут быть результаты совокупления неистового чувственного желания, невозможности его реализации ненасильственным путем и потребности доказать свою индивидуальность? Такая проблема особо остро встает при объединении в сообщества единомышленников. Наиболее полно описанные особенности проявляются в садомазохизме. Это явление при котором каждый из участников добровольно участвует в эротических экспериментах с той или иной стороны, т.е. он может выступать как в роли господина, так и в роли раба. Участие в подобных действах носит как обыденный сексуальный смысл (удовлетворение животных потребностей), так и является воплощением фантазий участников, нравственных и психологических интересов, стремления к познанию, и проявлением ряда других особенностей. Посему видно, что реализация эротического готического образа напрямую связана с садомазохистскими проявлениями. Отношение между повелителем и рабом, независимо от половой принадлежности, носит ярко выраженное стремление к достижению Гармонии в отношениях людей, ставящих наиважнейшей задачей глубокое ощущение причастности к открытию новых горизонтов познания и наслаждения. Садомазохистские реализации готических образов в современных условиях базируются на объединении в рамках одной концепции средневековых традиций и современных методов и форм достижения нирваны. Эти оргии будут успешно дополнены звуками неоклассического направления готической музыки.
...В этом коротком этюде я вовсе не хотел делать заявлений типа: "Все любители готической музыки едят людей и занимаются любовью с трупами...". Это по меньшей мере было бы некорректно. Основной задачей ставилось уточнение особенностей поведения людей в той или иной нестандартной ситуации, связанной с внутренними пристрастиями человека, его реакцией на окружающую действительность относительно выбранного им стиля жизни. В жизни еще так много неизведанного и загадочного, что любые попытки познания можно отнести в определенной мере к ереси, главное - это быть устремленным в своей борьбе за Великую Гармонию. Высшей формой достижения поставленной цели будет головокружительное ощущение радости и счастья, и тогда, чарующая магия Дракулы и Франкенштейна, ослепительное очарование средневековых ведьм и безграничная любовь во всех её формах и проявлениях затмит разум и заставит поддаться внутренним инстинктам, облаченным в благородные манеры, несущие в себе дух вечности.